Главный тренер РК «Локомотив-Пенза» ответил на вопросы Антона Хализова. Предлагаем вашему вниманию полный текст публикации, вышедшей в журнале RUGBY (по ссылке — весь номер в формате pdf).

На протяжении девяти сезонов золотые медали чемпионата России по регби неизменно разыгрывали две красноярские команды – «Енисей-СТМ» и «Красный Яр». Но в 2018 году в Пензе возродили профессиональное регби, и ситуация в борьбе за трофей кардинально поменялась. «Локомотив» стал главным соперником
«тяжелой машины» в борьбе за «золото», отодвинув в сторону всех конкурентов.
Дважды пензенцы играли в финале, а на третий год одержали историческую победу, привезя на берега Суры первые в истории золотые медали чемпионата. О том, каким был этот путь, мы поговорили с главным творцом успеха – наставником «Локомотива» Александром Янюшкиным.

БАЛАШОВ И ДИСЦИПЛИНА

— За свою карьеру вы поработали со многими великолепными российскими и иностранными специалистами, это и Николай Неруш, и Александр Первухин, ряд иностранных тренеров в сборных России по регби и регби-7, в «Славе» один год играли под руководством Виталия Сорокина, но особняком, конечно, стоит Олег Александрович Балашов, которого, к сожалению, уже нет с нами. Отец пензенского регби, тренировавший команды с берегов Суры на протяжении 44 лет. Вы как игрок состоялись в составе РК «Пенза» именно при нем.

— Олег Александрович – это легендарный человек как для пензенского, так и для российского регби, который воспитал не одно поколение игроков. Он прививал такие качества, как характер, умение играть только на победу, стараться достигать максимального результата, и все команды, которые приезжали в Пензу, всегда знали, что тут будет очень тяжело. И, что немаловажно, он участвовал в жизни каждого игрока, знал,
что и как происходит у него в повседневной жизни, всегда готов был помочь.
Если говорить об Олеге Александровиче как о тренере, то в первую очередь – он был большим психологом. Знал, когда на команду надо надавить, заставить вытащить из себя последние силы, чтобы добиться результата, а в какой-то момент отпустить ситуацию, дабы дать ребятам перезагрузиться. И, конечно, он много мне дал как человеку и тренеру. До последних дней был на стадионе, поддерживал команду. Мы постоянно контактировали с ним, часто обсуждали игры и тренировки. Бывало, что наши мнения расходились, но при этом сам Олег Александрович учил меня всегда иметь свою точку зрения.

— Какой процент в достижении результата вы отводите дисциплине? Если мы говорим об уровне игроков, длине скамейки, финансовой составляющей.

— Все сто процентов. Когда я был игроком, сам не любил слово «дисциплина», но, когда стал тренером, понял философию тех тренеров, с которыми работал. Игроки должны понимать, что сейчас регби выходит на другой уровень, и они представляют команду не только на поле, но и в повседневной жизни. Возьмите, хотя бы, трансляции всех матчей PARI чемпионата России по регби по каналам холдинга «Матч!». Их знают, за них болеют, поэтому они обязаны соответствовать всем стандартам и требованиям. На них равняется
наша молодежь. Конечно, у нас случаются расхождения во взглядах с игроками, это нормально, это рабочий процесс. Признаюсь, бывают моменты, когда и я перегибаю палку. Но, еще раз скажу, ребята к нашим требованиям относятся с пониманием и полностью им соответствуют.

— Из сказанного вами делаю вывод, что игроки «Локомотива» штрафов избегают?

— Нет, конечно, штрафы бывают. Но это отдельно взятые случаи, если нарушения уже происходят систематически. Хотя чаще всего хватает слов, чтобы привести игрока в чувство. Самые частые нарушения – это опоздания на тренировки и лишний вес. Иногда ребята возвращаются из отпуска не в форме и, порой, чтобы вернуть себе хорошее физическое состояние, им надо пару месяцев. Но все-таки игроки должны сами это контролировать и быть профессионалами.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПЕНЗУ

— Когда и от кого поступило предложение вернуться в Пензу и возглавить новую команду? В этом году, кстати, «Локомотив» празднует первую дату – пять лет со дня рождения.

— Став президентом Федерации регби России, Игорь Юрьевич Артемьев сразу обратил внимание на регионы с давними регбийными традициями, но на тот момент не имевшие команды мастеров. Большую работу он провел и по возрождению команды в Пензе, нашел партнера в лице «Российских железных дорог», который согласился
спонсировать и полностью поддерживать «Локомотив». Предложение поступило и от Федерации регби России, и от руководителей города. Скажу честно, для меня это было достаточно непростое решение. Во-первых, я уже почти десять лет провел в «ВВА-Подмосковье». Во-вторых, пензенскую команду требовалось создавать с нуля. Я уехал из Пензы в 2007 году, и с того времени там не было каких-либо существенных результатов. Но, признаюсь, всегда мечтал вернуться домой, работать здесь и добиваться тех успехов, которых достигал РК «Пенза».
После разговора со всеми заинтересованными сторонами, в том числе, руководителями «РЖД», с которыми мы полностью поняли друг друга и наши взгляды на становление и развитие команды совпали, я принял решение вернуться в Пензу и возглавить «Локомотив».

— Сколько у вас было времени, чтобы собрать команду к сезону 2019 года?

— В июле 2018 года я дал предварительное согласие возглавить «Локомотив», и с того момента вместе с руководителем клуба Игорем Моисеевичем Бармаповым мы занялись формированием состава. Рината Тимербулатова, который был игроком, я попросил рассказать команде, что «Империя» прекращает свое существование и со следующего года в чемпионате России будет выступать «Локомотив». Предложил игрокам перейти в новый клуб. Так что, в общем, за два месяца с ноября по декабрь 2018 года собрали команду.
Начал разговаривать с регбистами из других клубов, с которыми еще играл, у кого заканчивались контракты. Тогда в Пензу вернулись Сергей Секисов и Сергей Янюшкин, команду пополнили ребята из других регионов – Дагестана, Новокузнецка, Краснодара, Красноярска. Многие игроки, которые пять лет назад пришли в «Локомотив», собирались закончить карьеру на тот момент.
Пройдя сезон 2019 года, мы для себя решили, кто с нами пойдет дальше, а кто не смог приспособиться к требованиям, структуре игры и в итоге покинул команду. Если в чемпионате России по регби мы закончили свой путь на стадии 1/4 финала, то в чемпионате России по регби-7 выиграли золотые медали. Это достаточно значимое событие для команды и города, которая была собрана, по сути, меньше года назад.

БРАТ

— Один из тех, кто с вами с первых дней существования «Локомотива» — брат Сергей Янюшкин.

— Все мы понимаем, что Сергей является одним из лидеров и капитаном команды. Но не забывайте, что у нас есть Гресев, Секисов, Сухин, ван Ройен, Жарков и много других лидеров. Это те ребята, которых с полным правом можно также назвать ведущими игроками и костяком нынешнего «Локомотива». Поэтому кого-то конкретно выделять не хочу, вообще не люблю этого делать. В любом случае, играет и выигрывает вся команда, а проигрывает тренер. Безусловно, Сергей Янюшкин – ключевой игрок «Локомотива», и хорошо, что он есть в нашей команде и приносит ей пользу.

— Сложно было тренировать брата на первых порах?

— Наверное, нет. Мы начали работать еще в «ВВА-Подмосковье» и сборной России по регби-7, где он играл достаточно долго. Если и были какие-то моменты в плане притирки, то это только на первых порах в «Локомотиве». Хотя и сейчас случаются мелкие недопонимания, но это нормальная ситуация во взаимоотношениях тренера и игрока. Сергей – профессионал в своем деле, поэтому мы всегда находим оптимальное решение.

— У меня создается впечатление, что Сергей свои лучшие сезоны в карьере проводит именно в «Локомотиве». Это действительно так?

— Сергей и в «ВВА-Подмосковье» хорошо играл, и в других клубах, но полностью раскрылся здесь, в «Локомотиве». Чем старше вино, тем оно вкуснее, так, кажется, говорят. Символично, что свою первую золотую медаль в классическом регби он завоевал со своей родной командой, став еще сильнее, чем был в предыдущих. И это заслуга и его самого, и игроков, и тренерского штаба, которые Сергею помогают.

РЖД

— «Локомотив» крепко стоит на ногах в финансовом плане. Иметь такого генерального партнера, как «Российские железные дороги» — мечта любого спортивного клуба. Я не говорю уже о регби. Как происходит ваше взаимодействие с руководителями «РЖД»?

— Мы гордимся таким партнером и стараемся соответствовать этому спортивному бренду. В «РЖД» есть департамент, который следит за командой и ее успехами, а также является учредителем клуба. Наши взгляды на развитие полностью совпадают со взглядами наших кураторов и руководителей. Нас полностью поддерживают во всех наших начинаниях и высоких задачах, которые мы ставим перед командой, здесь нет никаких недопониманий.
Отмечу, что партнеры команды из «РЖД» часто бывают на наших матчах в Пензе, и, конечно, смотрят телевизионные трансляции. Многие стали нашими болельщиками. Мы чувствуем полную поддержку и понимание. У нас достаточно хорошее и правильное планирование бюджета. Наверное, он меньше, чем у некоторых других клубов, но мы имеем стабильное финансирование, что очень важно в наше время.

— Нынешний сезон пока складывается для вашей команды непросто, был ряд поражений, в том числе, от «Енисея-СТМ» 10:72. После этой неудачи не задавали ли вам неудобные вопросы ваши кураторы?

— У нас есть понимание с партнерами из «РЖД», они прекрасно осведомлены о положении дел в команде, в частности, о проблемах с травмированными, которые сейчас существуют. Мы за это им очень признательны. Общаемся как по телефону, так и при личных встречах, достаточно часто бываем в Москве. Наши партнеры интересуются жизнью команды и всегда идут навстречу.

— Представим такую ситуацию: есть игрок, который крайне необходим «Локомотиву», но при этом денег на него нет. Вы можете обратиться с просьбой к вашим кураторам, чтобы немного выйти за рамки бюджета?

— У нас есть зарплатная ведомость и бюджет, который выделяется клубу. Этого мы не превышаем. Если бы могли выходить за рамки, то, может, и сохранили бы ряд игроков, которые недавно покинули команду. На данный момент действуем в рамках нашего бюджета и выходить за него не хотим, потому что понимаем, к чему это может привести.

— Владислав Созонов, Герман Силенко и Андрей Карзанов ушли именно из-за финансовой составляющей?

— Я бы не хотел поднимать эту тему. Могу только сказать слова благодарности. Андрей Карзанов и Герман Силенко был в «Локомотиве» с самого начала, прошли с командой весь путь до чемпионства. Влад Созонов присоединился в 2020 году. Но говорить о причинах их ухода не буду, у каждого своя ситуация. Ребята ищут для себя что-то лучшее, это нормально.

30 ИЮЛЯ 2020 ГОДА

— Вы помните, что было 30 июля 2020 года?

— А что было? (задумывается). А! Мы обыграли «Енисей-СТМ». Да, все верно, это был первый, пусть и маленький шаг, сделанный вами на пути к будущему чемпионству. Ровно 19 лет, с 8 июня 2001 года, когда РК «Пенза» в Москве на стадионе «Наука» взял верх над «Енисееем-СТМ» со счётом 15:6, пензенские команды не обыгрывали «тяжелую машину». 2020-й был пандемийным, и многие команды были ограничены в тренировочном процессе. Но, в любом случае, та победа досталась тяжело, и, наверное, ребята до конца
сами не верили в этот успех. В том сезоне мы выиграли почти всё в регулярном чемпионате, уступив только «Красному Яру» в последнем матче, когда уже обеспечили себе первое место перед плей-офф. По ходу того сезона ребята поняли, что могут побеждать любого соперника.

— Та победа была заслуженной?

— Я считаю, да. На мой взгляд, не бывает незаслуженных побед. Тем более, после этого мы еще несколько раз обыграли «Енисей-СТМ». В сезоне 2020/21 прервали еще несколько значимых неудачных серий, одолев «ВВА-Подмосковье», «Красный Яр», «Славу» на выезде.

— Многие болельщики и специалисты сравнивают вас с Александром Юрьевичем Первухиным. В первую очередь, как жестких, требовательных тренеров. Вы действительно похожи?

— Не знаю, никогда об этом не задумывался. У каждого тренера своя философия, свои взгляды, свой путь. Александр Юрьевич был моим тренером в сборной России и, конечно, я от него что-то взял.

ТРЕНЕРСКИЙ ШТАБ

— Александр Янюшкин – прагматичный тренер? Много побед вашей командой были одержаны после того, когда вы переходили на чужую половину поля, зарабатывали штрафные, забивали и уходили.

— Поначалу так и было. Вспомните, как мы переиграли «ВВА-Подмосковье» в стартовом матче 2020 года, когда забили шесть штрафных. Никому не важно, как ты набирал очки, главное – это счет на табло. В первые сезоны мы очень часто теряли мячи и старались зарабатывать очки всеми возможными способами. С тренером по нападающим Давидом Гургенадзе прекрасно понимаем друг друга, каждый из нас знает свои задачи. Сейчас
ситуация, конечно, поменялась, команда стала себя намного увереннее чувствовать себя в схватке и моле. И в этом большая заслуга Давида, который работает с командой четыре года.

— Если с главным и тренером по нападающим все понятно, то ситуация со специалистами по ОФП достаточно интересная. Почему идет такая частая ротация?

— Не секрет, что за все время мы поменяли несколько тренеров по ОФП. В 2020 году с «Локомотивом» работал новозеландец Шон Карри, брат известного игрока сборной Новой Зеландии по регби-7. К сожалению, в начале 2021 года ему пришлось вернуться домой. Но на то были объективные причины: его жена ждала ребенка, и он принял единственно верное решение в такой ситуации. Хотя его работа нас полностью устраивала. Другие
тренеры, которые приезжали в «Локомотив», наверное, не сработались со мной, потому что я хотел видеть от них нечто иное.
Тренеры, приезжающие из-за рубежа, должно быть на голову выше наших специалистов и давать программу, по которой команда правильно воспринимает физические нагрузки. Сейчас у «Локомотива» южноафриканский тренер по ОФП Эндре Ниман, работа которого нас полностью удовлетворяет. Плюс еще один специалист из Южной Африки консультирует Эндре и контролирует его работу дистанционно.

— Подготовка «Локомотива» к сезону всегда включает в себя кроссы, хотя бытует мнение, что это прошлый век и сейчас у тренеров другие методики.

— Я считаю, что кроссовая подготовка должна присутствовать в тренировочном процессе. Это было в советское время, и тогда такая методика приносила свои плоды. Тот же Шон Карри положительно к ней относился. Те специалисты, которые работают сейчас, больше опираются на физические упражнения на поле. Но надо понимать, что эти кроссы по пересеченной местности есть в системе предсезонной подготовки и сборных, и клубов во всем мире. Для примера – новозеландский «Крусейдерс», где работает Карри.

ДОЛГОЖДАННОЕ ЧЕМПИОНСТВО

— Пять лет кряду «Енисей-СТМ» становился чемпионом России, но вы остановили «тяжелую машину», одержав какую-то сумасшедшую победу в финале. Перед началом сезона была конкретная задача взять «золото»?

— Всегда ставим перед командой максимальные цели, стараемся играть только на победу. Первая задача – это попадание в плей-офф, а далее уже, конечно, говорим о том, чтобы бороться за самые высокие места. Любой спортсмен и любой тренер хочет выигрывать золотые медали, мы не исключение.

— Но уже в плей-офф такая задача была поставлена?

— Мы идем от матча к матчу и далеко не заглядываем. Есть соперник, которого надо
обыграть и пройти дальше.

— До победного финала вы два года подряд крупно проигрывали «Енисею-СТМ» в решающих матчах чемпионата России по регби. Как сейчас надо было настраивать команду, чтобы забыть про те результаты, начать с чистого листа и победить?

— У нас в памяти остался матч осенью 2022 года в Красноярске, когда мы проигрывали 0:19, но смогли вернуться в игру и сравнять счет, однако в концовке пропустили попытку и уступили 19:24. Все знают, что «Енисей-СТМ» с первых минут задает высокий темп и старается подавить соперника, сделать результат. Так было и в первом тайме финала, который мы проиграли 0:17. В перерыве напомнили команде о предыдущей игре в Красноярске, успокоили, они вышли и сделали результат.

— Когда в дополнительное время ваш брат подходил к мячу перед победным штрафным, какие эмоции у вас были?

— Если честно, эмоций уже никаких не было. Знаете, эмоции есть, когда ты готовишься к матчу, делаешь работу, настраиваешь команду в раздевалке, а это была последняя игра и внутри уже ничего не осталось. Просто ждал, чем закончится этот прекрасный матч. А после игры уже произошел курьезный момент. Когда вернулись в раздевалку, поняли, что у нас нет никаких напитков, чтобы отметить победу. Не было такого, что мы не верили в
успех, просто все так были сосредоточены на подготовке к игре, что забыли об этом. Отметили золотые медали уже когда вернулись в гостиницу (улыбается).

— Как вы думаете, у Первухина и компании это поражение сидит до сих пор занозой? Я такой катастрофической неудачи, тем более дома, у «Енисея-СТМ» не припомню.

— Думаю, что сидит. Достаточно почитать комментарии тренеров и игроков, которые после матча с «Локомотивом» уже в новом сезоне говорили, что взяли реванш за поражение в финале. Это о многом говорит.

— Как Александру Янюшкину работается в роли главного тренера команды-чемпиона?

— Всегда тяжело отстоять титул, который ты завоевал. Тем более, в первой части чемпионата мы столкнулись с определенными проблемами из-за травм игроков, плюс у ребят присутствует опустошение после прошлого сезона. Мы три раза играли в финале и только в последний раз смогли победить. Думаю, команда до конца не отошла от игры против «Енисея-СТМ». Но высокие задачи перед нами стоят, и их никто не снимал.

https://magazine.rugby.ru/